24 февраля 2015 года в Минске в НВЦ «Белэкспо» прошла выставка-презентация и защита проектов конкурса «100 идей для Беларуси».

В выставочном комплексе НВЦ «БелЭкспо» завершил работу республиканский экспертный Совет молодежного конкурса БРСМ «100 идей для Беларуси». По его результатам наши разработки в робототехнике были признаны актуальными.

Председатель Совета Республики, Михаил Мясникович отметил:

«Белорусская экономика нуждается в креативных молодежных идеях»;

«Мы видим, что традиционная экономика нуждается в обновлении. Надо формировать новое производство, технологические уклады. Не вместо старых, а в дополнение к ним»;

«Когда я изучал проекты, я делал для себя открытия. Казалось, в какой-то области уже что-то сложно придумать, а молодежь находит удачное решение»;

По результатам конкурса вошли в десятку два наших проекта «Национальные спортивные соревнования роботов» и «Робототехнический конструктор».

Национальные спортивные соревнования роботов:

1. Цели и задачи проекта.

Ввиду отсутствия национальных спортивных соревнований роботов предлагается внедрить линейку областных робототехнических соревнований с финалом в г. Минск, направленных на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий у обучающихся. Основная задача данных соревнований – сформировать систему профессиональной ориентации и подготовки технического кадрового потенциала Республики Беларусь со школьной скамьи. Предлагаемые соревнования будут иметь ярко выраженную направленность на реальное производство.

2. Указание целевой группы, на которую рассчитан проект.

Данный проект рассчитан для талантливой молодежи, расширения технического кругозора и проведение ранней профориентации школьников, привлечение абитуриентов к поступлению на технические специальности ВУЗов.

3. Анализ поднятой проблемы.

Актуальность настоящего предложения определяется высокой социальной значимостью спортивного соревнования в жизни человеческого общества. Сформировавшаяся за долгие годы система спортивных соревнований понимается нами как специфическая форма его социального развития. Она представляет собой социально обусловленную упорядоченность в планировании, организации и проведении спортивных соревнований на основе определенных принципов с целью стимулирования развития массового спорта, роста спортивных достижений, совершенствования физических способностей людей. Поэтому мы считаем, что робототехнические соревнования должны иметь статус национальных и стратегию продвижения наравне со спортивными.

4. Ожидаемые результаты.

Национальные спортивные соревнования роботов ежегодно будут:

Пропагандировать техническое творчество в сфере высоких технологий;

Привлекать молодежь к занятию робототехникой;

Развивать умение творить и работать в команде;

Выявлять и поддерживать таланты мотивируя их на дальнейшие творческие подвиги во благо Республики Беларусь.

Робототехнический конструктор:

1. Цели и задачи проекта.

Целью указанного проекта является повышение эффективности обучения учащихся школ и студентов средних и высших учебных заведений основам робототехники, механики, электроники и информатики, а также привлечение общественного внимания и повышение престижа инженерных специальностей, за счёт обеспечения соответствующих учреждений образования современными робототехническими наборами.

Задачи:

- разработка универсального модульного конструктора на базе шасси мобильного робота;

- разработка программно-аппаратных составляющих систем управления как отдельными роботами, так и группами мобильных роботов;

- разработка методических материалов для преподавания новейшим технологиям робототехники на реальных примерах;

- за счёт использования собственного открытого программного обеспечения привлечь максимальное число как специалистов, так и простых пользователей для всестороннего тестирования предлагаемого конструктора, а также выявления его новых функций, что позволит значительно увеличить его привлекательность и конкурентоспособность;

- по максимуму использовать собственные программно-аппаратные компоненты, услуги отечественных специалистов и поставщиков комплектующих для конструктора.

2. Указание целевой группы, на которую рассчитан проект.

Предлагаемый робототехнический конструктор предназначен для проведения исследований в области робототехники, а также использования в учебном процессе студентов инженерно-технических вузов, в школах и центрах технического творчества и т. п. Таким образом, предлагаемый робототехнический конструктор будет востребован среди учёных, специалистов, преподавателей и школьников.

3. Анализ поднятой проблемы.

Использование робототехники в непромышленных сферах человеческой деятельности послужило толчком для развития новых отраслей информационных технологий, к числу которых можно отнести распознавание речи и зрительных сцен, управление робототехническими устройствами через Интернет, а также удаленное хранение баз данных и баз знаний для систем управления роботами. Этим объясняется возросший в последнее время интерес среди научных учреждений и передовых инженерно-технических ВУЗов по всему миру к дисциплинам данного профиля. Развитие таких непромышленных направлений в робототехнике как экстремальные, сервисные и домашние роботы требуют не только новых подходов к их проектированию и управлению, но и создание современной научно-образовательной базы.

Таким образом, одним из решений, призванных восполнить недостаток учебно-методического материала в области робототехники и информационных технологий, является использование в учебных и научных целях универсальных конструкторов на базе малогабаритных мобильных роботов.

Проект базируется на идеологии открытого программно-аппаратного обеспечения и включает три компонента: масштабируемую аппаратную платформу, программное обеспечение и Интернет-сообщество пользователей с различным уровнем начальной подготовки, а также различными целями и задачами.

Используемая аппаратная платформа представляет собой оригинальное сборно-разборное шасси, способное от поставленных задач модифицироваться в значительных примерах, и набор из нескольких специализированных одноплатных микроконтроллерных модулей с системой универсальных интерфейсов. Базовый модуль системы управления, реализованной основные функции перемещения и управления ходовой платформой мобильного робота, выполнен в виде отдельной и функционально завершённой платы. Плата включает в себя микроконтроллер, порт сопряжения с другими модулями, разъём для подключения беспроводного сетевого модема и маломощный драйвер коллекторных электродвигателей. Перечисленные элементы базового модуля предоставляют пользователю минимально необходимый набор средств для управления ходовой платформой мобильного робота.

Программное обеспечение включает в себя библиотеки для микроконтроллерных модулей, и ряд программ для персонального компьютера, необходимых для программирования и управления мобильным роботом.

Важную роль в процессе конструирования и отладки устройств на базе разрабатываемой платформы играет сеть Интернет, открывающая доступ к последним версиям программного обеспечения, схем и чертежей. В результате, в разработке могут принимать участие все заинтересованные пользователи Интернет.

4. Ожидаемые результаты.

Путём концентрации большого числа заинтересованных сторон с различным уровнем подготовки и собственным набором поставленных целей (учёные, специалисты, преподаватели, студенты и школьники), но работающих над улучшением одного конкретного программно-аппаратного изделия, предполагается достижение положительного синергического эффекта. Таким образом, особое внимание в предлагаемом проекте уделяется самостоятельной практической работе конечных потребителей.

Знания, навыки и технические решения, полученные преподавателями и учащимися в процессе реализации предлагаемого проекта, предполагается использовать в промышленности для разработки и производства принципиально новых решений в робототехнике.

Логотип проекта «100 идей для Беларуси».
Кубки победителей.
Кубки победителей.
Проект «100 идей для Беларуси».
Проект «100 идей для Беларуси».
Проект «100 идей для Беларуси».
Проект «100 идей для Беларуси».
Проект робота собственной разработки.
Робототехнический конструктор собственной разработки.
Универсальный мобильный робот собственной разработки.
Проект робота собственной разработки.
Роботы-хоккеисты.
Роботы-хоккеисты.
Прототип робота, встраиваемого в систему «Умный дом».
Защита проектов на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Защита проектов на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Защита проектов на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Защита проектов на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Защита проектов на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Диплом нашей команды.
Универсальный робот Альтрон.
Универсальный робот Альтрон.
Универсальный робот Альтрон.
Интернет-портал «ВОВ 1941-1945 гг.».
Интернет-портал «ВОВ 1941-1945 гг.».
Интернет-портал «ВОВ 1941-1945 гг.».
Материал для создания полос противоскольжения пешеходов.
«Роботизированный реабилитационный комплекс».
Робот-хоккеист.
Проект «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Михаил Мясникович на проекте «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Финал республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».
Герасюто Сергей Леонидович представляет проект «Робо-хоккей».
Герасюто Сергей Леонидович представляет проект «Робо-хоккей».
Репортаж по проекту «Робо-хоккей» журналистам канала ОНТ.
Роботы хоккеисты в действии.
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Робот-хоккеист.
Сычев Владислав Анатольевич и Прокопович Григорий Александрович на проекте «100 идей для Беларуси».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Герасюто Сергей Леонидович следит за игрой в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Герасюто Сергей Леонидович представляет проект от нашей лаборатории.
Герасюто Сергей Леонидович представляет проект от нашей лаборатории.
Прокопович Григорий Александрович демонстрирует робототехнический конструктор нашей лаборатории.
Координатор проекта «100 идей для Беларуси» Алеся Винник играет в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Посетители проекта играют в «Робо-хоккей».
Награждение победителей проекта «100 идей для Беларуси».
Награждение победителей проекта «100 идей для Беларуси».
Награждение победителей проекта «100 идей для Беларуси».
Награждение победителей проекта «100 идей для Беларуси».
Памятное фото победителей проекта «100 идей для Беларуси».